Гастродуоденальная патология. Факт снижения емкости периферических сосудов

Filed Under (Подсказки) by admin on 04-08-2017

0

Проведенные исследования показывают, что переносимость радиальных ускорений и пробы с декомпрессией нижней половины тела у летного состава истребительной авиации с язвенной болезнью и хроническим гастритом в фазе стойкой ремиссии в целом незначительно отличается от переносимости перечисленных проб практически здоровыми лицами.

 

 

Это обусловлено тем, что лица с латентно протекающей вегетативно-сосудистой неустойчивостью, в основном, были выявлены при проведении ортостатической и гипоксической проб. Одним из немаловажных факторов, воздействующих на организм летчика истребительной авиации в условиях полета, является дыхание кислородом под избыточным давлением (ДПД). В связи с этим проба часто применяется в практике ВЛЭ в качестве функциональной нагрузки для прогнозирования возможных реакций со стороны физиологических систем организма у летного состава этого рода авиации.
 
Из результатов обследования, проведенных совместно с В. Н. Денисовым, следует, что у летного состава с язвенной болезнью, а также с хроническим гастритом и гастродуоденитом в фазе ремиссии сниженная переносимость ДПД встречалась соответственно в 20 и 8% случаев, т. е. в 4 и 1,6 раза чаще, чему здоровых (5%). Отмечено, что абсолютные величины гемодинамических показателей у лиц с гастродуоденальными заболеваниями значительно ниже, чем у здоровых. Так, например, исходная величина ударного объема сердца у здоровых составляла в среднем 83,9 мл, а у анализируемой группы летного состава с диагнозами — 62,6 мл (Р<0,01). Обращает внимание факт снижения емкости периферических сосудов в основной группе, о чем свидетельствуют несколько большие величины удельного периферического сопротивления. Указанные различия, по-видимому, могут явиться причинами более частых срывов приспособительных реакций к воздействию избыточного давления у летного состава с рассматриваемой патологией.
 
В данном случае тахикардия была компенсаторной реакцией на падение ударного объема сердца. Однако выраженная тахикардия как ответная реакция на воздействие избыточного давления при дыхании не может являться абсолютным признаком сниженной переносимости пробы. Подтверждением этого являются результаты обследования летчика с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в фазе ремиссии. На фоне выраженной тахикардии (до 130 уд/мин) у него отмечалось небольшое снижение УО при повышении МО. Так, исходные показатели УО и МО у него соответственно были 75,5 мл и 6,4 л. При дыхании под избыточным давлением 300 мм вод. ст. УО равнялся 64,5 мл, а МО — 8,2 л, что и’ явилось основанием для хорошей оценки переносимости пробы. Сказанное в достаточной степени иллюстрирует значение определения УО и МО при проведении пробы с ДПД, как величин, наиболее полно характеризующих функциональное состояние системы кровообращения у летного состава с гастродуоденальной патологией. Полученные данные необходимо индивидуально учитывать при решении вопроса о годности к летной работе в истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.
 
С целью изучения роли вышерассмотренных функционально-нагрузочных проб в выявлении язвенной болезни у летного состава совместно с П. Л. Слепенковым был проведен ретроспективный анализ свидетельств о болезни на 1346 человек с неосложненным течением заболевания. Нами показано, что у 4,8% освидетельствованных показанием к обследованию желудочно-кишечного тракта послужило снижение переносимости гипоксической, вестибуло-метрической и ортостатической проб, а также перегрузок голова-таз и ДПД. Отмечено, что в большинстве случаев обследуемые скрывали субъективные проявления болезни. Сказанное подчеркивает необходимость проведения гастродуоденального исследования у лиц с «немотивированным» снижением их переносимости.

Post a comment