Проблемы геронтологии. Взгляды на мир

Filed Under (Геронтология) by admin on 09-02-2018

0

Правильная постановка задач, эффективность экспериментального исследования старения и дальнейшее обобщение полученных данных предполагают включение в схему исследования модели старения, которая предопределяет схему подбора испытуемых и выбор адекватных методов их изучения. На современном этапе развития экспериментальной геронтологии обоснованный выбор модели должен предшествовать исследованию, дабы самому исследователю не пришлось выяснять после завершения работы, какого рода модель интуитивно определила ее схему.


В этой связи уместно обратиться к теоретически продвинутой области изучения возрастных изменении психики в течение жизненного цикла человека. Мы разделяем мнение тех специалистов, которые считают, что при исследовании проблем развития в психологии использование модели служит важнейшим инструментом построения теории, а не только методом исследования. Действие модели можно уподобить линзе, через которую по-новому можно видеть стоящий вопрос.

Дело в том, что избираемая модель позволяет установить исходные понятия, которые определяют введение некоторых классов теоретических конструктов и исключение других, а также имеет важное значение при выборе методов, пригодных для данного исследования, и типов объяснения или интерпретации данных, полученных в его результате.

Каким бы обстоятельным ни был анализ методов геронтологии, сам по себе он еще не содержит ответа на вопрос о связи эмпирического уровня исследования и теории. Переход от первого ко второй составляет все еще до конца не решенную проблему научного познания. Среди существующих здесь точек зрения нам представляется имеющей эвристическое значение гипотеза, исходящая из предположения, что необходимым звеном, связывающим эмпирические исследования с их теоретическим объяснением, является идеализированная модель объекта (В. П. Бранский), или конструкт. Подобная модель позволяет обнаружить глубокие, постоянные и устойчивые стороны и связи изучаемого объекта, воспроизвести их существенные черты. Напомним, что моделирование в науке означает изучение объекта на модели. Среди множества существующих классификаций моделей для нас представляет интерес их разделение на материальные и идеальные, о которых и пойдет ниже речь. Постулирование приведенной выше гипотезы ведет к тому выводу, что незрелость в теории одной из своих причин может иметь несовершенство моделирования в данной науке.

Справедливо предположить наличие иерархии моделей, от наиболее конкретных до наиболее общих, исходных для данного класса процессов. Специфика соотношения моделей в иерархическом ряде состоит в том, что лежащие в основе наиболее общих моделей принципы имеют силу и распространяются на весь последующий ряд снижающихся по степеням общности моделей. По мнению некоторых исследователей вз, такими самыми общими моделями служат «парадигмы» (Кун), «взгляды на мир» и «гипотезы мира» (Поппер) и т. д., предельно общие модели существенной природы реальности, включая человека, на основе которых в рамках некоторой теоретической системы образуются так называемые модели меньшей степени общности — «принципы», «идеалы природы» (Тулин), «парадигмы науки» (Кун), «предпредположения» (Каплан), а на еще менее общем уровне находятся относительно специфичные и точные модели, к которым обычно и применим термин «модель».

Post a comment