Проблемы геронтологии. Содержание и формы обучения

Filed Under (Геронтология) by admin on 25-01-2018

0

Обогащение научных представлений о возрасте, в том число и биологических, связано не только с расширением эмпирической базы, на основе которой происходит — концептуализация, но и с внедрением в нее новых методологических установок. В общих чертах смена методологических оснований в современной геронтологии заключается во все большем приложении к ней принципов и установок, выработанных в социологии и психологии. Поскольку процесс этот только начался, некоторая философская рефлексия в области современной геронтологии, анализ тех основных понятий и категорий, в которых она интерпретируется, может не только иметь значение для критики метафизически ограниченных концепций и идеалистических интерпретаций, но и играть конструктивную роль.

 

 

Как обнаружилось, закономерности формирования геронтологической теории имеют общеметодологическое значение. Это относится прежде всего к идее о биосоциальной природе возрастных фаз человека и о конструктивном созидательном влиянии деятельности человека па ход его индивидуального жизненного цикла.

 

Если исходить из соблюдения этих требований, то определение возраста человека, данное А. В. Петровским, не содержит всех необходимых признаков и не может быть основанием для определения возраста старости, пожилого возраста. Потребность же в подобном определении родилась отнюдь не только в рамках геронтологической науки, но встала со всей остротой перед экономическими и многими социальными институтами современного общества.

 

Новой особенностью современных способов изучения возраста человека становится, как мы уже говорили, использование системно-комплексного подхода и выявление роли социологических и биологических подходов к нему, которые предстают как взаимно дополнительные. Системный подход требует выявления специфики каждого из составляющих систему элементов и установления многообразных положительных и отрицательных взаимосвязей между ними. Применительно к возрасту на этом пути могут быть сделаны только первые шаги.

 

 

Наличие трех основных ветвей современной геронтологии рождает настоятельную необходимость более многостороннего изучения комплексных критериев возрастной периодизации, вычленения в них биологических, психологических и социальных составляющих и установления их взаимосвязей. Наиболее изучены предпосылки определения биологического возраста человека, важного показателя для оценки состояния его здоровья и прогнозирования хода дальнейшего старения.

 

 

Существенным параметром развития живых систем является биологическое время. В. И. Вернадскому принадлежит мысль о трех формах течения времени в живых системах — времени существования особи, времени существования вида и времени существования генерации. Применительно к организму биологическое время предстает как выражение органических изменений, присущих живому существу на протяжении его жизни. Исследующий специфику времени в биологических системах Ф. Чижек относит к нему непрерывный процесс структурных, гуморальных, а у человека еще и психических изменений и состояний. Временной фактор выступает ведущим в преобразовании биологических объектов. Он «определяет сроки наступления старости и длительность жизни, сообщает им реальность бытия. Законы этого бытия и есть законы времени, а о времени человек судит по ходу событий, по возникновению и исчезновению вещей или признаков, учитывая во всяком процессе прежде всего его продолжительность. Старость — это функция времени и пространства, но времени прежде всего». Глубокие биологические корни возраста нередко приводят к трактовке его как биологической, соматической категории, хотя и обусловленной психологически и социально-экологически.

Post a comment