Проблемы геронтологии. Возраст — системный феномен

Filed Under (Геронтология) by admin on 23-01-2018

0

Использование диалектико-материалистической трактовки свойств времени, в рамках которой временная организованность индивидуального объекта получила истолкование как функция числа и характера времен частей, становится важной методологической предпосылкой изучения онтогенеза человека. Уместно напомнить в этой связи, что проблема временных характеристик развития человека — одна из наиболее сложных, ибо человек на каждом этапе его жизни предстает как целостный феномен, которому свойственна разновременность в одновременном.

 

 

Безусловный интерес представляет исследование зависимости индивидуального времени в ходе онтогенеза человека от временной организованности его социальной и биологической сторон. Установлено, что абиотические, биотические и социальные факторы могут существенно влиять на временные параметры процесса индивидуального развития. Сущность индивидуального времени, его величина, состав и строение глубоко связаны с движущим человеческое развитие противоречием между биологической и социальной его сторонами.

 

Возраст — системный феномен, характеризующий онтогенез человека во временном аспекте. Поэтому чисто количественный, хронологический подход к определению возраста играет ограниченную роль и должен быть дополнен его содержательным, комплексным анализом, более адекватно отражающим закономерности развития человека. Разработка проблемы возраста лежит на пути интердисциплинарных исследований, а само понятие «возраст» применительно к человеку, так же как и критерии его разграничения, требуют вычленения в них биологических и социальных аспектов.

 

Прогресс возрастной психологии и успехи в разработке социологии личности, а также растущий интерес человека к самопознанию вывели проблему определения возраста из ведомственных интересов отдела кадров в сферу ее широкого научного исследования и позволили дать более содержательную формулировку этого понятия.

 

 

«Возраст человека,- говорится в третьем издании БСЭ,- этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфо-физиологическими и психологическими особенностями. Будучи этапом биологического созревания организма, обусловленным генетическими детерминантами, возраст вместе с тем есть конкретный результат и стадия социально-психологического развития личности, определяемая условиями жизни, обучением и воспитанием. Содержание и формы обучения и воспитания исторически складываются и видоизменяются применительно к возрасту, оказывая, в свою очередь, влияние на определение его границ и возможностей». Данное определение несет на себе печать скорее педагогического, чем психологического и социологического подходов к нему. Об этом свидетельствует и ориентация этого определения только на период формирования организма и личности и вытекающая из него периодизация возрастных фаз, из которых автор в качестве последней, имеющей общепринятый характер, указывает возраст ранней юности (15-18 лет), отмечая, что для последующих периодов общепринятой классификации в литературе нет.

 

Автор статьи в БСЭ, А. В. Петровский, характеризует каждый возраст присущей ему структурой познавательных, эмоциональных и волевых свойств и качеств, форм поведения, типов отношения к окружающему, особенностями строения и функционирования различных органов и систем организма, подчеркивая, что эта структура не является неизменной.

Следует указать, что специфика каждой возрастной ступени человеческой жизни имеет глубокую социальную детерминацию. В биологическом аспекте любая возрастная ступень есть неизбежный этап индивидуальной жизни; социологически — это отрезок жизни, характеризующийся определенными возможностями и обязанностями; психологически — это ступень развития с определенным строением поведения и способом переживаний. Если последовательность возрастных фаз стихийна и необратима, то их длительность и уровень развития зависят от совокупности материальных и культурных факторов, определяемых уровнем развития общества.

Post a comment