Предмет геронтология. Концепция «нормальной» природы старения

Filed Under (Геронтология) by admin on 31-12-2017

0

Выявление возможных путей замедления хода старения, их выбор и предпочтение тех или иных из них потребуют оценки их соотносительной значимости, их гуманистичное, их соответствия не только биологической, но и социальной природе человека. Биологический оптимизм ряда геронтологов не только соответствует оптимистической концепции человека в марксистско-ленинской философии, но и усиливает ее естественнонаучную обоснованность.

 

 


Перспективы продления жизни как таковые нуждаются в обстоятельном и широком рассмотрении. Независимо от того, окажутся ли истинными прогнозы минимального (от 2 до 10 лет) или максимального (25 и более лет) увеличения продолжительности жизни, они должны быть всесторонне обсуждены. Многие западные геронтологи высказывают опасение, что увеличение продолжительности жизни всего на 5 лет, не говоря уже о 10 или 25 годах, приведет к столь значительным общественным последствиям, что вызовет революцию «в экономических системах и организациях, занимающихся вопросами благосостояния трудящихся»

 

Даже если надежды на решение стратегической задачи управления видовыми пределами продолжительности жизни на пути развития биологической техники или «генетической инженерии» необоснованны в ближайшем будущем, а более реальны менее значительные приращения длительности жизни путем использования наличных биологических и психосоциальных резервов долголетия, обсуждение их социальных и этических следствий должно быть представлено на рассмотрение широкой общественности. Вопросы об отрицательных и положительных следствиях увеличения продолжительности жизни как для индивида, так и для общества в целом нуждаются в детальном обсуждении прежде всего с позиций их социальной и этической ценности, а затем и экономической оценки.
Задача увеличения продолжительности жизни людей находит свое резюмированное выражение в постановке проблемы практического бессмертия. Эту проблему можно отнести к ряду проблем, отражающих новые потребности общества, которые обрели свое место в современной науке. Возрождение интереса к ней связано не только с традиционной для марксистской философии критикой религиозного иммортализма, но и с рядом объективных обстоятельств.

 

 

В возможности положительного и отрицательного самоорганизующегося эффекта альтернативных по значению естественнонаучных и социологических теорий старения, влияющих на социальную политику по отношению к пожилым и на формирование индивидуальных вариантов образа жизни, а тем самым и на перспективы их благополучия, может быть обнаружен еще один аспект сближения познавательной и ценностно-гуманистической сторон геронтологии. В этих теориях наглядно выявляется социальный и классовый подтекст «о наученной ценностной оценки». Формирование теорий геронтогенеза, раскрывающих пути и способы реализации всех биопсихических и социальных возможностей человека, адекватных его телесной и духовной структуре, может быть достигнуто на основе воплотившей принципы социалистического гуманизма марксистской концепции человека, при учете возрастающей роли субъективного фактора в оптимизации его онтогенеза.

 

Анализ аксиологических проблем геронтологии, эксплицирование ее ценностных аспектов обнаруживает присущий ей синтез естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Изучение аксиологических проблем геронтологии в свою очередь обогащает познание системы ценностей жизни, их происхождения и способов сохранения и продления, усиливает роль естественных наук, изучающих человека (к которым пока еще традиционно относят геронтологию), в решении глубоко гуманистических задач.

 

Поскольку в геронтологии независимые от человека и зависящие от него, вызванные и контролируемые им процессы сильно сблизились, ценностные подходы все более обнаруживают свою регулятивную роль в построении адекватных прогнозов, в выработке новых комплексных синтетических теорий. Выяснение хотя бы в общих чертах ценностного смысла и гуманистического предназначения геронтологии позволит точнее понять «связь истины и ценности, сущего и должного», столь важную на этапе науки, связанном с все более глубоким преобразованием и сознательным регулированием онтогенетического развития человека.

Post a comment