Предмет геронтология.

Filed Under (Геронтология) by admin on 26-12-2017

0

В различные эпохи истории общества и особенно в условиях современного мира, расколотого на две противостоящие системы — систему социализма и систему капитализма, существовали и существуют различные и даже противоположные взгляды по вопросу о ценности человеческой жизни вообще и длительной человеческой жизни в особенности.

 


 


Сознательное управление ходом общественного развития при социализме требует не только регулирования общественных отношений, но и господства людей над условиями жизни, включая и их биологические компоненты и стороны. Успехи политики социалистического государства, направленной на сохранение здоровья, жизнеспособности и благополучия людей всех возрастов, в значительной мере зависят от быстрого внедрения достижений научно-технического прогресса.

 

Было бы неверно оценивать социалистическое общество только с точки зрения достигнутого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей; его притягательная сила заключена также в развиваемых им культурных и этических ценностях, с трудом поддающихся измерению, но существенно влияющих на качество жизни его граждан. Лишь при социализме наука и техника могут в полной мере служить на благо человека, наполняя жизнь такими ценностями, как красота, любовь, здоровье, долголетие. Обсуждение ценностных аспектов геронтологии тем более важно, что среди ее исследователей живучи многие заблуждения. Исходные ценностные установки геронтологических концепций социалистического общества противостоят антигуманистическим подходам медицины и геронтологии в буржуазном обществе со свойственными им экономизмом, сциентизмом и техницизмом.

 

Присущий марксизму-ленинизму подход к человеку как главному условию и цели общественного развития позволяет объяснить реальное значение этических и аксиологических аспектов проблемы старения, благодаря рассмотрению старого человека не только как субъекта, но и объекта приложения общественных сил и науки в том числе.

 

В предисловии к своей монографии Э. Россет приводит слова одного бельгийского социолога, который сказал, что современный мир вступил в стадию глубоких изменений, порождающих новую эпоху, и по мнению которого, характер этой новой эпохи предопределяют, во-первых, технические преобразования (эра атома), во-вторых, общественные преобразования (эра коммунизма) и, в-третьих, демографические преобразования (эра старения населения). В этом афористическом суждении, наполненном изумлением перед свершающимися событиями, в резюмированном виде выражена сущность изменений, происходящих в современном мире.

 

Следует подчеркнуть, что получившие широкое хождение в зарубежной социологии и социальной геронтологии попытки рассматривать закономерности демографического старения и его следствия как единые для всех индустриальных стран, вне их связи с социально-экономическими системами и условиями их развития,- несостоятельны.

 

Общесоциологический анализ демографического старения в буржуазной социологии осуществляется в контексте теории возрастной стратификации. В рамках этой теории возраст рассматривается как значимая позиция в социальной структуре, действующая на каждый процесс и продукт развития этой структуры. Распространение концептуальных моделей возрастной стратификации, недооценивающих или игнорирующих роль классового разделения в обществе и абсолютизирующих противоречия между поколениями, актуализирует необходимость критики новейших буржуазных социально-геронтологических концепций.
Течение многих демографических процессов и особенно их следствия, а также оценка их общественной значимости существенно различаются в мире капитализма и мире социализма.

Post a comment